Главная/Для родителей/

Вопрос - ответ

Вопрос:

Здравствуйте, у меня очень непоседливый ребенок 2-х лет, не может усидеть на месте дольше 2-х минут, легко возбуждается и обижается, устраивает бурные истерики, если что-то идет против его желаний, можно ли назвать его гиперактивным и как с этим бороться?

Ответ:

Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей:

  1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
  2. Не может спокойно усидеть на месте, когда этого от него требуют.
  3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
  5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
  6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
  7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
  8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому. 
  9. Не может играть тихо, спокойно.
  10. Болтливый.
  11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).
  12. Складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
  13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
  14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Не спешите ставить самостоятельно диагноз, даже если Вы и нашли в Вашем ребенке один или несколько вышеуказанных признаков, поставить точный диагноз может только специалист – невролог, психолог или дефектолог.

Работа психолога, в случае постановки диагноза «гиперактивность», заключается:

Нормализация обстановки в семье ребёнка, его взаимоотношений с родителями и другими родственниками. Важно научить членов семьи избегать новых конфликтных ситуаций.

Достичь послушания ребёнка, привить ему аккуратность, навыки саморегуляции, способность оппонировать и доводить начатое дело до конца. Развивать чувство ответственности за собственные поступки.

Научить ребёнка уважать права окружающих людей, правильному речевому общению, контролю собственных поступков и эмоций.

Необходимо определить сильные стороны личности ребёнка, с тем, чтобы опираться на них в преодолении имеющихся трудностей.

Добиться у ребёнка самооценки, уверенности в себе за счёт усвоения им новых навыков.

1 этап: Начать с индивидуальной работы.

2 этап: Привлекать ребёнка к играм в малых подгруппам.

3 этап: Переходить к коллективным играм.

Советы родителям гиперактивных детей:

  1. Принимайте ребенка таким, каков он есть. Пытаться заставить непоседу чинно себя вести - все равно, что пытаться научить воробья ходить. Двигательная активность - его естественная потребность. И если малыша этого лишить, то замедлится его развитие
  2. Не старайтесь руководить ребенком с помощью крика и силы.
  3. Наблюдая за своим ребенком, вы убедитесь: он сеет вокруг хаос не из любви к разрушениям. Просто ему интересно узнать, с каким звуком падает  книжка, слетая с полки, испытать свою силу, ломая пластмассовую машинку, почувствовать, как крошится яичная скорлупа под его крепкими пальчиками.
  4. Для того чтобы от своего крохи чего-то добиться, запаситесь спокойствием и терпением. «Мы идем спать, потому что на дворе темно, ночь, все дети, кошечки, собачки пошли спать. И ты должен идти спать». Повторите эту фразу десять раз на разный лад, покажите малышу темную улицу за окном, «заснувшую» лампу, телевизор, морскую свинку. И он поймет, что есть такое правило: когда темно и все спят, ему тоже надо ложиться в постель.
  5. Помните: гиперактивные дети легко возбудимы. Поэтому истеричные нотки в вашем голосе: «Положи немедленно, кому сказала, такой-сякой!» - лишь подхлестнут их активность. Лучше сказать: «Это нож, он острый, поэтому маленьким детям нож брать нельзя - им можно больно пораниться».
  6. Будьте готовы к тому, что увлеченный бурной деятельностью ребенок не сразу услышит ваши слова.
  7. От «запретного» занятия старайтесь отвлекать ребенка не менее интересным, но более безопасным делом. Из кубиков, кстати, получаются красивые пирамидки, из подушек - отличный домик для зайчика.
  8. Непоседы - малыши с легковозбудимой нервной системой. Им особенно необходимы спокойные игры. Не забывайте читать детям книжки.                    
  9. Внимательно отнеситесь к режиму дня: психика ребенка нуждается в полноценном отдыхе. Регулярные ритуалы дают ему ощущение надежности и спокойствия.
  10. Постарайтесь, чтобы малыш как можно меньше смотрел телевизор.
  11. Попробуйте научить вашего непоседу заранее анализировать (насколько это может ребенок), какие «акробатические этюды» ему «по плечу».
  12. Смиритесь с разбитыми коленками. Этого не избежать, если ребенок в свое время научился не ходить, а бегать. Не нужно при каждом падении громко вскрикивать и бросаться на помощь.

 

Вопрос (Лилия)

Здравствуйте, моей дочери 3,3 года, ходим в садик  с сентября месяца и у нас истерики каждое утро когда мы приходим в садик. Первые недели мы ревели, потом она привыкла, кушала, спала, гуляла, на занятиях занималась, но на протяжении 2 недель ребенка будто подменили. Мне постоянно звонят воспитатели, жалуются, что она весь день плачет, ни чего не дает делать воспитателю, срывает занятия, не спит, не ест, гулять не хочет ходить, утром со слезами заходим в садик. Я с ней разговариваю, уговариваю, вечер мы со всем согласны, но утром встает нормально, как только заходим в группу мы ревем ни чего не помогает. Помогите пожалуйста.

Ответ (психолог - Прокопьева Наталья Федоровна)

Лилия, добрый день! Мы все любим своих детей, но часто не понимаем, что с ними происходит. Почему ребенок не хочет того, что мы считаем необходимым и важным?!

Причин для того, чтобы не желать ходить в детский сад, множество. Возможно, она сложно адаптируется (с переменным успехом), или есть проблемы в отношениях с детьми, воспитателем, возможно у ребенка сильная связь с домом и родителями, которая мешает ребенку выйти в мир и т. д. Вариантов решения ситуации несколько: можно отказаться от детского сада, привлечь бабушку или приостановить свою карьеру, можно нанять няню, что стоит недешево. Но бегство - не лучшая стратегия. Очень важно разобраться в причинах такого отношения ребенка к детскому саду, возможно с помощью психолога, который поможет найти ориентиры. В большинстве случаев, при помощи специалистов, родители способны помочь своему ребенку.

Не отчаивайтесь и не спешите отказываться от детского сада, возьмите в союзники  воспитателей, и главное верьте в себя и своего ребенка.

С уважением Н.Ф. Прокопьева

Вопрос (Наталья)

Здравствуйте! Мой 2х-летний сын очень активен, любознателен, общителен, добр, тянется к знаниям через книги, с удовольствием ходит в садик.
Проблем несколько:
-Он ничего и никого не боится;
-Дома устаивает истерики - требует своего (конфет, мультики, питье холодное из холодильника, может ударить, а потом пожалеть), родителей слушает на 40%;
-Не желает идти за руку через дорогу, сходить в магазин с ним это проблема - падает на землю и сидит-не идет, хочет, чтоб его несли, в магазине убегает, хватает конфеты. Как его воспитывать??? Мы его уговариваем, объясняем, примером своим показываем, обыгрываем ситуации.

Ответ (семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна):

Наталья, добрый день. Сегодня проблема непослушания детей стоит очень остро, с каждым днем растет детская неуправляемость. Родители дезориентированы, так как сталкиваются с противоположными точками зрения на воспитание. Традиционные нормы размываются, привычные ориентиры утрачиваются. В результате воспитание сводится к нулю. Родители чувствуют себя неуверенными, ведут себя с ребенком непоследовательно и часто не дают ему ощутить границ дозволенного. Малыш начинает этим пользоваться, возникают конфликты, нервозность, напряжение.
Важно знать особенности своего ребенка, адекватно его поощрять и наказывать, находить с ним общий язык. Иногда проблемы исчезали, когда родители лишь выставляли ребенку рамки. А удастся, это может быть, когда мама и папа научаться владеть ситуацией.

Воспитание – процесс творческий, нет готовых рецептов. Решать, как общаться с ребенком должны, прежде всего, его близкие они лучше знают обстоятельства и характер ребенка. В сложных ситуациях имеет смысл обратиться к психологу, а то и к врачу.  Главное, не опускать руки.

Что можно посоветовать, если ребенок не слушается:

  1. Личный пример. Когда ребенок видит, что близкие относятся друг к другу уважительно, для него это становится нормой.
  2. Часто именно тревога у детей выражается непослушанием. Поэтому очень важно оберегать детей не только от реальных опасностей, но и от опасной информации. Ребенок должен верить в победу добра над злом. А родители часто передают свои страхи и тревожность детям, не контролируют просмотр мультфильмов и передач.
  3. Без крайней необходимости нельзя отменять своих распоряжений и наказаний, приучайте детей слушаться с первого раза.
  4. Родители должны взаимно поддерживать у детей свой авторитет. Один из родителей не должен отменять распоряжение другого. В присутствии детей у родителей должно быть полное согласие.
  5. Не изменять требований. Сегодня запретили, а завтра разрешили.
  6. Не давать часто приказаний, будет притупляться послушание.
  7. Не позволять детям фамильярно к себе относиться.
  8. Самим давать пример послушания (а сами вы слушаетесь своих родителей?)

А если все равно не слушается? Значит, к вашему ребенку требуется особый подход. Какой именно, лучше посоветоваться со специалистом.

 

Вопрос (Наталья): Собираемся переезжать на постоянное место жительство в другую страну. Сын второклассник очень болезненно реагирует на смену школы, хотя у нас сейчас пока все на уровне разговоров. Как сделать переезд максимально безболезненным?

Ответ (семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна): Добрый день, Наталья. Для многих детей переезд в другую страну является психологической травмой. Ваше волнение небезосновательно. Очень важно в этот период уделять ребенку больше внимания. Обязательно объясните причины принятия такого решения. Заинтересуйте рассказами о новой стране, о ее культуре и обычаях. Учите необходимый язык, читайте вместе книги об истории данной страны, о ее сегодняшних буднях. Расскажите, как живут там дети, какие они. Вместе находите веселые отличия и совпадения с жизнью в нашей стране. Рассказывая о позитивных моментах, уделите внимание и возможным трудностям переезда. Разрешите своему сыну взять любимые книги и игрушки. Объясните, что с друзьями он не расстается навсегда, они будут продолжать общаться. В новой стране его ждут новые впечатления и события, и обязательно, новые интересные друзья. Обещайте ребенку, что вы будете рядом и поддержите его в новых знакомствах. Можете использовать методы арт-терапии: рисуйте, лепите, пишите сценарии, придумывайте мультики вашего переезда. И больше позитива! Это поможет вашему ребенку справиться с тревожностью и страхом.

По прибытии в новую страну водите ребенка на экскурсии, в детские центра, кинотеатры, музеи. Выбирайте и покупайте новые игрушки, наряды – все что будет интересно вашему малышу. Подкрепляйте его положительные эмоции. Старайтесь проводить вместе больше времени. Помните, что многое зависит от индивидуальных особенностей вашего ребенка, от его темперамента, характера, настроя. По данным опроса «Малыш и переезд» тяжелее всего переезд переживают меланхолики. Психические процессы у них не устойчивые, ребенка легко расстроить, напугать. Легче всего переезд переживают сангвиники. Эти дети стремятся к новым впечатлениям, с удовольствием знакомятся с новыми людьми. А вот у маленьких холериков новые необычные впечатления могут обострить агрессивность и нетерпимость. Для них возможна постепенность переезда. Флегматикам это тоже важно, так как они вообще не любят изменений в привычной, размеренной жизни. Следите, чтобы ваш сын видел радостный и положительный настрой родителей, иначе ваше не спокойствие передастся ему. Готовится к переезду нужно вместе, не желательно отправлять ребенка к родственникам. Если у вас не получается много времени в этот период уделять ребенку, обратитесь к помощи психологов.

В добрый Вам путь!

Трудности

Вопрос (Юлия): Здравствуйте! Моей дочери 4 года. Ходит в садик, где воспитатели мне с радостью сообщают, что ребенок нормально адекватно себя ведет. Но дома это прямая противоположность. Не слушается абсолютно, каждый поход куда-нибудь, одевание превращается просто в мучение. Дерется, плачет по каждому поводу, закатывает истерики, кидает вещи. Воспитываю ее одна, поэтому очень тяжело и невыносимо стало. Вечером с ужасом думаю как разбудить и поднять ее в сад утром. Утром думаю как бы забрать ее без истерики вечером. Куда нам лучше обратиться и какие занятия посоветуете? С детским психологом индивидуально или групповые?

Ответ (семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна): Добрый день, Юля. Любому поведению ребенка можно найти объяснение, но часто без помощи специалиста сделать это трудно. Рекомендуем сначала встретиться с детским психологом, пройти диагностику и найти причины такого поведения. По результатам будет назначена индивидуальная или групповая психотерапия. Мы будем рады помочь Вам, любви и взаимопонимания, терпения и мудрости.

Неуверенность

Вопрос: Добрый день! Моей дочери 8 лет, воспитываю ее одна. Последнее время стала замечать, что она стала всего бояться: боится отвечать на уроках, а самостоятельные работы написаны неуверенной рукой( еле заветный след авто ручки на бумаге, хотя всегда пишет на отлично, но преподаватель снижает оценки из- за неуверенности), боится спать одна ( раньше этого не было, у нее своя комната) стала спать со мной, а недавно стало совсем плохо даже в туалет ходит только со мной. Подскажите, что делать меня это сильно беспокоит.

Ответ( отвечает семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна): Здравствуйте! Чтобы выявить причины страхов Вашей дочери, нужна очная консультация с Вами и Вашим ребенком.

Заикание

Вопрос: Моей дочке 5,5 лет. Недавно я заметила, что она стала заикаться. Лиза очень активный и шустрый ребенок, знает много стихов и любит петь, но иногда, в общение с нами, рассказывая что-нибудь, сильно заикается... Что нам делать? Лечится ли это?

Ответ (отвечает детский и семейный психолог Прокопьева Наталья Федоровна): Сразу скажем, что причина заикания до сих пор неизвестна науке. Существует лишь теории, пытающиеся объяснить этот дефект. Одни специалисты считают, что это проблема общения, психологическая причина. Другие специалисты считают, что причины заикания кроются в головном мозге. На сегодня ученые различают три типа заикания. Сколько теорий, столько же и типов лечения заикания. Вам необходимо обратиться к опытному психологу, логопеду, специализирующимся по данной проблеме, т.к. заикание непростой недуг. Мы можем оказать первичную консультацию с рекомендующими последующими действиями.

Вопрос

Вопрос: Можно ли жениться моему сыну, 31 год, диагноз мутизм избирательный, с невесткой говорит и со мной говорит.

Ответ( отвечает семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна): К сожалению, ответ на данный вопрос не в нашей компетенции.

Как преодолеть детскую ревность?

Вопрос: Дочери почти 6 лет, 5месяцев назад родилась еще девочка. При появлении второго ребенка старшая стала совсем неуправляемая - грубит, устраивает истерики на пустом месте, рычит или мычит, когда с ней начинаешь говорить, делает все наоборот. При этом мы стараемся уделять ей достаточно внимания, но она каждый раз требует его еще больше. Что не так мы делаем и надо ли показывать ее специалисту?

Вопрос: У меня дочери пять, лет сыну 1 год. С момента его появления, она совершенно перестала реагировать на всё, что ей говорят взрослые, стала замкнутая и совершенно не обучаема что с этим можно делать?

Ответ(семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна): Родители должны знать о том, что детская ревность, которая появляется у первенца в период рождения второго малыша, является нормальным явлением. Протекает она по-разному. Многое зависит от взаимоотношений в семье, от характера ребенка, его возраста. Очень важно правильно подготовить ребенка к появлению братика или сестренки.

Обязательно нужно сообщить старшему ребенку, что у вас в семье появится малыш. Расскажите ему о тех изменениях, которые будут происходить с его мамой во время беременности, как растет и меняется малыш. Возьмите старшего ребенка с собой, если будете делать УЗИ и покажите ему будущего братика или сестричку. Разговаривайте вместе с папой и страшим ребенком с будущим малышом, пойте вместе ему песенки, рассказывайте сказки и т.д. Вспоминайте о том, когда вы были беременны своим первенцем, какие у вас были чувства, как вы его ждали и радовались. Рассказывайте, каким малышом он был, каким родился. Рассматривайте фото и видео того времени. Не забудьте про особенности новорожденного в своих рассказах, чтобы увидев маленького младенца, ваш ребенок не был разочарован.

Когда малыш родится, расскажите о том, какой новорожденный хрупкий, беспомощный. Обучайте старшего ребенка тому, как обращаться с младенцем. Психологи советуют подарить старшему ребенку (независимо от его пола) куклу пупса, чтобы он мог имитировать ваше поведение с малышом. Пупс может стать подарком на специально организованный праздник «Старшего брата» (сестры). Родственников необходимо предупредить, что поздравлять и дарить подарки необходимо не только мамочке и новорожденному малышу, но и старшему ребенку.

Учтите, что насильно заставлять первенца ухаживать за младшим братом или сестричкой не нужно. Не настаивайте и не говорите: «Значит, ты не любишь братика!» Не забывайте о силе внушения. Ребенок в это может и сам поверить. Пусть ребенок ухаживает за малышом, когда сам проявит такое желание. И тогда не прогоняйте его, даже если он больше мешает, чем помогает. Прогоните - может случиться так, что больше он никогда не захочет заботиться о младшем брате (сестре).

Если дети у вас разного пола, постарайтесь не проявлять бурного восторга по поводу пола новорожденного (даже если вы так долго ждали именно мальчика или девочку).

Сколько бы ни было у вас работы не забывайте уделять внимание старшему ребенку. На самом деле, чтобы приласкать ребенка и выразить одобрение его рисунку, не так уж много времени и надо.

Игрушки - наиболее острый вопрос в отношениях между детьми. Сложно избежать конфликтов на этой почве, но нужно постараться свести их к минимуму. Нельзя насильно забирать игрушки старшего ребенка и отдавать младшему. Научитесь договариваться. У каждого ребенка должны быть «свои» игрушки.

Есть одно важное правило:

С появлением второго ребенка ваше отношение к первому не должно изменяться!

В моей профессиональной практике были случаи, когда мамы приводили на прием детей с обсуждаемой проблемой, взывали о помощи и при этом демонстрировали любовь только к младшему ребенку, наивно полагая, что старший ребенок об этом не догадывается.

Родителям необходимо задуматься, если старший сын (дочь):

  • Плохо спит, ест, много плачет, злится;
  • Притворяется больным;
  • Подражает малышу (просит соску, просится на руки)
  • Рисуя свою семью, не изображает младшего брата (сестру);
  • Проявляет агрессию к малышу

Такое поведение ребенка говорит о том, что ему кажется, что он утратил вашу любовь и внимание, а теперь всеми доступными ему средствами пытается вернуть. И совет самый простой и, одновременно, очень сложный- любить ваших детей, любить с одинаковой силой такими, какие они есть. Ведь только перед любовью отступает ревность, разочарование, обида и злость. И только от вас будет зависеть, станут ли ваши дети поистине родными душами.

Ребенок дерется со взрослыми или сверстниками

Вопрос: Здравствуйте! Ребенку 3.6 года, ОНР 2 ст., в садик ходим с августа, естественно с перерывами на больничный. Сын активный мальчик. Сейчас стали поступать жалобы, что дерется, обижает детей. Воспитатель отсаживает на стульчик, не сидит, говорит, больше не буду, и опять продолжает обижать детей. Подскажи, как себя правильно вести в такой ситуации? Дома разговариваем на эту тему, соглашается, что обижать других плохо и не надо так делать. Причем раньше воспитатель говорит, не было такого, буквально последняя неделя.

Ответ(семейный и детский психолог Прокопьева Наталья Федоровна):

Многие родители сталкиваются с ситуациями, когда ребенок дерется со сверстниками, а то и с родителями. Очень важно в этот период правильно повести себя. Младший дошкольник не может еще осознанно относиться к драке. Малыш иногда так хочет заявить о себе, увидеть обратную реакцию и т.д. Но какова бы ни была причина такого поведения, необходимо показать ему , что такое поведение недопустимо и неприемлемо. А часто происходит обратное: бабушка смеется, мама обижается, папа строго реагирует или вообще не реагирует, сверстники дают сдачу. Что делать маленькому человечку? И он вынужден повторять свой эксперимент снова и снова.

Если ребенок бьет взрослого, не кричите, физически не наказывайте , лучше уйдите, всем своим видом показывая недопустимость такого поведения. Очень хорошо будет, если другие члены семьи пожалеют Вас в этот момент. Есть другой вариант: можно прижать крепко ребенка к себе, обнять его. Когда он постепенно успокоится, объяснить ему, что когда ему плохо вы готовы его выслушать.

Если ребенок дерется в д/с, в школе, во дворе выяснить кто прав и кто виноват сложно. Необходимо научить ребенка отстаивать свои интересы, но также и объяснить, что драка – крайний метод и его лучше избегать. Если ваш ребенок четко, осмысленно рассказывает о драке, о ее причинах, то скорее всего он прав. А если вы видите, что он прячет глаза, говорит неуверенно или слишком много, путанно - скорее всего он сам чувствует себя неправым.

Ребенок дерется редко - не стоит сильно волноваться, а вот обозленность, агрессивность, дрогливость должны привести к решительным действиям с вашей стороны. Научите ребенка способам реагирования в неприятных ситуациях, не причиняя другим людям вреда. Исключите в своей семье оскорбления, запугивания ребенка, применение физических наказаний, не будьте агрессивны.

Мой профессиональный опыт показывает, что у агрессивных родителей агрессивные дети. Начните с себя, понаблюдайте за собой. Старайтесь подавать ребенку только положительный пример…Ребенок, на вашем личном примере, учится ладить с окружающими, справляться с гневом и стрессами. Он как губка впитывает все что говорят и делают взрослые. Поверьте, ваше терпение, принятие своего ребенка, таким как он, есть, уважение его личности будет иметь результат.

Необходимо знать, что если с младенчества запрещать ребенку выражать свои негативные эмоции: « Не кричи! Не злись! Не дерись!»; а самим при этом и кричать, и злиться, это может привести к подавлению чувств малыша и даже к депрессии. Что делать? Научить сына или дочь правильно реагировать на отрицательные эмоции: покажите безопасные примеры, как выпустить пар: предложите побить специальную « злую подушку», скомкать бумагу, газету, покидать мячики с силой. Гнев и злость можно нарисовать, вылепить из пластилина, а потом превратить в добрую, веселую поделку. Если вы видите, что у ребенка много энергии, и он направляет ее в агрессивные игры, перед сном часто не может заснуть, увеличьте двигательные нагрузки, отдайте его в спортивную секцию.

И еще один очень важный момент: ограничьте время просмотра телевизора, полностью исключите просмотр мультфильмов с насилием! Необходимо обратиться к специалисту, если все ваши усилия и старания не меняют ситуацию и ребенок продолжает драться. Психолог разберется в причинах такого поведения и вместе с вами поможет вашему ребенку справиться с агрессией.

Боязнь людей

Вопрос: Здравствуйте. Моему сыну 4 года. Он всего боится. А именно людей. Больших и маленьких. В детском саду его не то чтобы терроризируют, дети ещё малы. Но близко к этому. Возможно, ли изменить его боязнь, "добавить" смелости, уверенности?

Ответ: Проблема застенчивости и порожденных ею трудностей одна из актуальных психологических проблем сегодняшнего дня. Все больше людей живет в городах, где человек вынужден вступать в контакт с незнакомцами. В то же время, нагрузка на психику велика, в этом виноват и сумасшедший ритм современной жизни, и обилие информации, и телевизор и т.д. Наши дети делят с нами все эти трудности. Многие родители очень хотят, чтобы их дети были замечательными коммуникаторами. Ведь такие люди более успешны в жизни, поэтому современные мамы и папы бьют тревогу, если их ребенок застенчив.

Несмотря на то, что застенчивые дети похожи друг на друга для многих детей застенчивость лишь маска, за которой скрываются другие психологические трудности. Ребенок может быть не застенчив по природе, а обладать большой энергией лидерства. Но столкнувшись с неудачей, станет уходить от контактов. Такому ребенку нужно дать возможность раскрыть свои способности.

А бывает, за застенчивостью прячется большая ранимость и обидчивость. И ребенок не дает к себе прикоснуться, избегает контактов. Дети с бедной фантазией, неразвитым мышлением тоже ведут себя застенчиво, и помочь такому ребенку можно только через его умственное развитие.

Аутизм довольно часто путают с застенчивостью. Но на самом деле аутичные дети не склонны к общению, а застенчивые дети наоборот очень хотят общаться, и когда у них не получается, очень страдают.

Есть сверх застенчивые дети (мутисты). Они общаются избирательно, часто бывают упрямыми. Определить истинная ли застенчивость у вашего ребенка или всего лишь маска, помогут специалисты. Они помогут вашему ребенку раскрыться, проявить себя, обрести уверенность, а также порекомендуют вам специальные игровые упражнения.

Реакция на чужих взрослых

Вопрос: Нашей дочке 2.5 года. Проблема: не реагирует на чужих взрослых, например, не откликается на свое имя, когда ее зовет воспитатель в саду. Это проблема психологии или неврологии?

Ответ: В данном случае может быть несколько причин:

  • проблемы со слухом, ребенок не слышит и отстает в развитии;
  • проблемы психологического характера – аутизм или черты аутизма;
  • задержка речевого развития.

Поставить верный диагноз может только врач. Обязательно нужно обследоваться. Советую обратиться в центр «Мой особый ребенок», который находиться по адресу Бр. Кашириных 85А, тел.: 215-71-59, 8-908-816-71-59 ( http://www.defectolog-chel.ru/ ) Чем раньше начать лечение, тем больше шансов исправить ситуацию.

Страх темноты

Вопрос: Мой ребенок боится темноты. Проснувшись ночью, часто прибегает к нам, родителям, в слезах и наотрез отказывается возвращаться к себе в постель. Подскажите как с этим справиться?

Ответ: Страх темноты – это один из наиболее распространённых страхов, который приносит беспокойство и детям и родителям.
Страх темноты возникает, зачастую, как следствие бурно развивающегося воображения. Темнота ставит ребенка в ситуацию информационного дефицита, так как память ребенка еще недостаточно развита, чтобы твердо воспроизвести в голове образ комнаты, когда она погружается в темноту.
Иногда достаточно оставить ночник, приоткрыть дверь и ваш малыш уже не будет бояться предметов и станет спокойнее засыпать.Также очень важно перед сном пообщаться с ребенком, почитать интересную книгу, прижать его к себе. Ребенку очень важно почувствовать себя защищенным.
Защитное поле родителей очень важно для маленького человечка. Пока он растет, пока набирается сил и опыта, он находится в защитном поле близких людей. Когда нет защитного поля, ребенок слишком много сил тратит на самозащиту.
Дети, которые не дополучают родительской любви боятся темноты гораздо чаще, чем дети, которые растут в атмосфере безусловной любви.
Повторяющиеся ночные кошмары – это повод для мам и пап задуматься над отношениями с собственным ребенком, степенью их комфорта и эмоционального благополучия.

Что же делать, если простые меры не помогают и страх у ребенка остается?

Можно предложить отправиться в темную комнату вдвоем и вместе исследовать все предметы и углы. В следующий раз зайти в темную комнату, не держась за руки. Также можно спрятать в темной комнате какой–либо интересный подарочек и вместе найти его.
Помогут вам детские сказки и игры (например-жмурки). Можно предложить ребенку нарисовать или вылепить то, чего он больше всего боится в комнате.
Старайтесь поменьше внимания обращать на проявление страха у своего малыша и хвалите его за любые, даже очень маленькие, успехи в преодолении страха темноты.
Помните, никогда нельзя заставлять ребенка находится в темной комнате. Закрывая в наказание ребенка без света, вы абсолютно точно сформируете ряд новых страхов, связанных с темнотой – страх одиночества, замкнутого пространства и устрашающих сказочных героев.
Поэтому ночник рекомендуется практически всем детям, а уж впечатлительным, с высоким уровнем развития воображения – он просто необходим. Настанет время и ваш ребенок сам шагнет в неосвещенный коридор и темную комнату, но пока вы должны помочь своему ребенку справиться со своим страхом.

Единственный ребенок

Вопрос: Единственный ребенок в семье – это хорошо или нет?

Ответ:На первый взгляд единственному ребенку в семье со всех сторон хорошо . И все внимание ему ,не нужно разрываться между несколькими детьми , спокойно водить его в разные детские учреждения , и больше можно ему всего дать из материальных ценностей ,всё самое лучшее ему –единственному .

Но … во-первых ,у единственного ребенка в семье гораздо больше шансов вырасти эгоистом .А также дети хотят ,чтобы мир вращался вокруг них . Они ревнуют родителей к работе , к друзьям ,не дают даже спокойно поговорить по телефону ,требуя положить трубку .
Труднее таким детям и в коллективе .Если в семье несколько детей ,навыки общения они получают довольно рано .Опекая младших ,они учатся самостоятельности ,обретая уверенность в своих силах .А имея рядом старшего брата или сестру ,малыш чувствует себя более защищенным. Многие единственные дети мало играют или совсем не играют в ролевые игры .А отсутствие ролевой игры пагубно сказывается на всем развитии ребенка ,в том числе интеллектуальном ,ведь именно такая игра дает ему объемное представление о мире .
Единственные дети часто бывают несамостоятельными ,так как родителям сложно отказаться от излишней опеки .Такие дети часто вырастают безвольными ,инфантильными ,не способными самостоятельно справляться с жизненными ситуациями .

Обижают в детском саду

Вопрос:Мою дочку часто обижают в детском саду сверстники. Таня –тихая ,застенчивая девочка .Я воспитываю ее одна ,стоит ли мне самой разбираться с ее обидчиками?

Ответ:Робкие дети не в состоянии справиться с обидчиками и это их очень травмирует . При отсутствии отца в семье разбираться с обидчиками приходиться маме .Тактику защиты в таких случаях следует выбирать в зависимости от обстоятельств ,учитывая возраст и пол ребенка .
С девочками обычно легче .Как правило ,одного строго разговора бывает достаточно . С мальчишками сложнее .Они чаще пасуют только перед силой .Поэтому может быть лучше сразу отправиться к воспитательнице . Ведь она отвечает за дисциплину в группе . Дети дошкольного возраста не могут сами наладить нормальные отношения в коллективе , и взрослые обязаны следить ,чтобы дети не обижали друг друга .
С родителями в переговоры вступать можно только в том случае ,если вы уверенны ,что они постараются принять меры ,а не начнут доказывать вам ,что ваш ребенок сам виноват .
Постарайтесь одновременно подружить свою дочь с кем-нибудь из ребятишек .Обретя подругу или друга ,девочка постепенно успокоится ,станет менее обидчивой .